Исправный мостовой кран – залог безопасности

Мостовые краны играют ключевую роль в различных отраслях промышленности, обеспечивая эффективную погрузочно-разгрузочную работу и упрощая операции с ними. Грузоподъемный кран данного типа свободно перемещается взад-вперед и вправо-влево, а так как основная его часть располагается в верхнем ярусе цехов, то они не занимают много места. Вместе с тем, после длительного периода времени и высокой частоты использования, под воздействием таких факторов, как чрезмерная нагрузка, мостовые краны склонны к эксплуатационным отказам, которые, в свою очередь, перестают нормально функционировать и приносят определенные неудобства промышленному производству.
В целях обеспечения работы мостового крана без поломок необходимо изучить неисправность вышедших из строя деталей, неисправность контроллера, неисправности тормозов, неисправности редуктора, электрические неисправности и другие распространенные неисправности, собрать соответствующие запасные части и принять целенаправленные меры по устранению и ремонту. Рассмотрим часто встречающиеся неисправности мостового крана.

1. Канаты грузоподъемного крана. Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии  с руководством (инструкцией) по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации соответствующего раздела браковка производится согласно приложениям 16 и 18 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утв. постановлением МЧС Республики Беларусь 22.12.2018 №66 (далее – ПОПБГК
• Скручивание каната. В нормальных условиях работы канаты с обеих сторон подвижной группы шкивов должны быть параллельны и не мешать друг другу. Однако, когда канат «скручивается», канаты с обеих сторон группы подвижных блоков пересекают друг друга, образуя при этом «восьмерку» или «скрученную» форму. Это явление возникает в результате концентрации внутренних напряжений, вызванной установкой или заменой новых канатов с течением времени.
• Случайное перекручивание каната. Такая ситуация возникает из-за неисправности направляющей каната. Направляющая каната установлена на барабане и ее функция заключается в обеспечении плавного разматывания и сматывания каната с барабана и предотвращении запутывания каната во время процесса.
• Усталость каната. На поверхности каната появляются такие явления, как обрыв проволоки, обрыв прядей, коррозия, деформация и износ. При нормальном использовании канат подвергается воздействию внешних сил, таких как трение, удары и сжатие, которые приводит к его износу. Стоит помнить, что канаты грузоподъемных кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
• Перекручивание каната. Если конец пряди каната не привязан при натяжении, прядь будет вращаться в противоположном направлении, что является внутренним фактором, вызывающим перекручивание каната.
2. Крюк грузоподъемного крана.
• Усталостные трещины. Усталостные трещины могут появиться на поверхности крюка из-за частых перегрузок и чрезмерных напряжений во время использования. Дефекты материала и низкое качество также могут привести к деформации или поломке крюка, что приведет к несчастным случаям;
• Открытие и износ опасных секций. Из-за частого использования крюк крана подвержен таким проблемам, как повышенное раскрытие и износ опасной секции. Движение и трение троса могут привести к образованию борозд на крюке. Когда раскрытие крюка превышает 15% от его первоначального размера или износ опасной секции достигает 10% от его первоначального размера, это ослабляет прочность крюка и может вызвать деформацию или отсоединение, что приведет к несчастным случаям;
• Пластическая деформация. Длительная перегрузка или воздействие высокотемпературного излучения может вызвать пластическую деформацию открывающихся и изгибающихся частей крюка, что может привести к отсоединению тяжелых предметов и несчастным случаям.
3. Неисправности контроллера
К частым неисправностям контроллера относятся плохой контакт и не замыкание контакта. Причинами этих проблем являются сильное окисление контактной поверхности контакта, неровная поверхность контакта, ослабленный или изношенный механизм контроллера. Поврежденные пульты дистанционного управления также являются распространенной неисправностью.
При устранении неисправностей контроллера всегда следует проверять состояние контактов, подтягивать ослабленные крепежные болты, вовремя заменять поврежденные детали, доливать смазку во вращающиеся детали.
4. Неисправности тормозов
• Отказ тормоза. Отказ тормоза обозначается чрезмерным расстоянием скольжения во время торможения, обычно превышающим 80 мм;
• Невозможность отпустить тормоз. К основным причинам относятся заедание шарнира и затруднение его нормального вращения, наличие воздуха или недостаток масла в гидравлическом соленоиде и цилиндре гидравлического толкателя, чрезмерно упругая основная пружина, грязь на тормозных колодках, и высокое напряжение, приводящее к перегоранию катушек и компонентов выпрямления, а также неисправностям в цепи электромеханического устройства;
• Постоянное снижение тормозного момента. Это в основном вызвано износом тормозных колодок, сильным износом отверстия шарнира в тормозной раме и постоянным ослаблением основной пружины;
• Нагрев тормозов. Повреждение или изгиб вспомогательной пружины в тормозах с коротким ходом, а также неровная рабочая поверхность тормозного колеса. Неправильный зазор между тормозной колодкой и тормозным колесом.
5. Неисправности редуктора
• Утечка масла. Утечка масла возникает, когда поверхность редуктора не гладкая, и смазка теряет свою эффективность. Неравномерное уплотнительное покрытие или повреждение уплотнительной прокладки на уплотняемой поверхности, а также деформация корпуса или ослабление соединительных болтов также могут стать причиной утечки масла;
• Неисправность шестерни. В процессе эксплуатации шестерни могут ломаться и изнашиваться. В процессе эксплуатации также может возникнуть коррозия;
• Перелом вала. Перелом вала происходит, когда вал редуктора подвергается изгибающим усилиям и ломается.
6. Неисправности электрической системы.
• Отказ двигателя. Пусковой момент двигателя мал, не запускается, ненормальный звук;
• Отказ изолированного контактного рельса. Основной отказ системы электропитания – это, в основном, отказ изолированного контактного рельса источника питания. Например, сбои в подаче электроэнергии, вызванные изолированным токопроводящим рельсом, очевидная деформация кабелепровода, вызванная коллектором, не может быть перемещена, истирание сторон щетки и поверхность зернистых ям, колебание кабелепровода слишком велико во время работы, износ щеток слишком велик. Причиной часто является деформация, вызванная неправильной установкой направляющей, температурой окружающей среды, слишком высоким тепловым расширением, вызванным заеданием коллектора, неправильной установкой и отклонениями в позиционировании и т. д.;
• Отказ контактора переменного тока. Мостовой кран работает из-за контактора и часто замыкает действие, поэтому легко сжечь катушку контактора и сломать провод из-за ослабления крепежного болта катушки;
• Основные неисправности резистора. Обрыв резистивного провода приведет к обрыву цепи ротора; резистивное заземление, что приводит к дисбалансу тока ротора, серьезному нагреву обмотки ротора; Резистивные соединительные клеммы нагреваются.
Неисправности грузоподъемных кранов являются главной причиной нарушения работоспособности дорогостоящей техники. Основанием для поломки становятся: халатное отношение к установке, недобросовестная заводская сборка, естественный износ механизма, несоблюдение правил эксплуатации. Мозырский межрайонный отдел ГОУ Госпромнадзора напоминает, что только строгое соблюдение требований инструкций завода-изготовителя и Правил может предостеречь от возможного травматизма.

 
Ведущий государственный инспектор

Мозырского межрайонного отдела

ГОУ Госпромнадзора                                             Скоростецкий П.Н.